• Теория
    • Информационные технологии.
      Защита информации
    • Аппаратное и программное обеспечение
      компьютерных систем
    • Программные средства подготовки
      текстовых документов
    • Технология обработки данных
      с помощью электронных таблиц
    • Технологии обработки графических данных
      и компьютерных презентаций
    • Система управления базами данных
    • Программирование в приложениях
      MS Office
    • Сетевые информационные технологии.
      Интернет
  • Задания

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аппаратное и программное обеспечение компьютерных систем

Компьютер

многофункциональное электронное программно управляемое устройство для хранения, обработки, поиска и передачи информации.

Аппаратное обеспечение - совокупность физических устройств компьютера и отдельных его частей, включая периферию, исключая его программное обеспечение и данные (информация, которую он хранит и обрабатывает).

Под программным обеспечением (Software) понимается совокупность программ, выполняемых вычислительной системой.

История развития вычислительной техники


Несмотря на свою кажущуюся молодость, компьютеры имеют довольно богатую историю. Своими корнями они уходят в средние века, когда впервые была сформулирована идея автоматизации вычислений, что послужило толчком к созданию первых вычислительных устройств. Эволюция в области вычислительной техники носит неравномерный, скачкообразный характер: периоды накопления сил сменяются прорывами в разработках, после чего наступает период стабилизации, во время которого достигнутые результаты используются практически, и одновременно накапливаются знания и силы для очередного рывка вперед. После каждого витка процесс эволюции выходит на новую, более высокую ступень.

Музей информатики в Париже
(открыт в 2011 году)

Деловой район Парижа – Дефанс знаменит не только своими роскошными офисами, наличием большого количества людей, делающих деньги, но и первым европейским музеем информатики. Располагается он на последнем этаже визитной карточки квартала Дефанс – Большой арки. Посетителям музея предлагается увлекательная экскурсия в историю информатики, знакомство с первыми персональными компьютерами середины 20-го века. Здесь же представлены и современные девайсы, которые только готовятся к выпуску на рынок.

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

В процессе эволюции вычислительной техники выделяют ряд периодов...

Мечты становятся реальностью

«Люксо мл.» (англ. Luxo Jr.) — первый короткометражный анимационный фильм в жанре компьютерной графики, созданный только что основанной компанией Pixar Animation Studios в 1986 году.

В 1986 году картина была представлена на конференции SIGGRAPH, произвела огромное впечатление на специалистов индустрии компьютерной графики. В том же году она была номинирована на премию «Оскар» в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм». Этот мультфильм является первой компьютерной анимационной картиной, номинированной на «Оскар».

Позднее Luxo Jr. стал символом Pixar, появляясь в логотипе компании.

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Студенты Университета Виктории в 2012 году смогли воссоздать такую лампу Luxo в реальности. Правда, прыгать она не умеет (по крайней мере, пока), но за своим владельцем следит очень внимательно. В общем-то, этот проект предназначен, скорее, для демонстрации возможностей Arduino, и языка программирования Processing, особой практической нагрузки проект не несет. Кроме всего прочего, студенты использовали OpenCV и ряд сервоприводов (само собой). По всей вероятности, данный проект принесет своим разработчикам популярность, ну, а их коллеги могут убедиться в неисчерпаемости возможностей Arduino и идей устройств на основе этой платформы. Название проекта #8212; Pinokio. Лампа, к слову, способна отслеживать не только лица, но и реагировать на звук.

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Основные классы современных компьютеров


Осноные классы компьютеров

Подробнее...

Архитектура компьютера


Архитектура компьютера - общее описание его структуры и функций.

Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера. Классическая архитектура компьютера построена на принципах Дж. фон Неймана.

Принципы Джона фон Неймана

НейманДжон фон Не́йман (англ. John von Neumann) венгро-американский математик еврейского происхождения, сделавший важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки.

  • Принцип двоичного кодирования. Вся информация, поступающая в ЭВМ, кодируется с помощью двоичных сигналов.
  • Принцип программного управления. Программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
  • Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому ЭВМ не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.
  • Принцип адресности. Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.
  • Принцип жесткости архитектуры. Неизменяемость в процессе работы топологии, архитектуры, списка команд.

При этом компьютер должен иметь:

  • Арифметико-логическое устройство, выполняющие арифметические и логические операции;
  • Устройство управления, которое организует процесс выполнения программ;
  • Запоминающее устройство, или память для хранения программ и данных;
  • Внешние устройства для ввода-вывода информации.

Современный ПК имеет открытую магистрально-модульную архитектуру:

  • персональный компьютер состоит из отдельных функциональных блоков (модулей);
  • информационная связь между модулями осуществляется посредством информационной магистрали (системной шины);
  • отдельные модули компьютера соответствуют открытым стандартам и могут быть заменены или дополнены другими, их состав можно изменить или расширить.

Основные компоненты архитектуры:

  • центральный процессор
  • информационная магистраль
  • компьютерная память
  • периферийные устройства
    • устройства ввода
    • устройства вывода.

Программное обеспечение


Программное обеспечение (Software)

совокупность программ, выполняемых вычислительной системой.

Классификация ПО

ПО

Система программирования (инструментальная система)

VBAэто система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.

Язык программирования - это формализованный язык описания алгоритмов, используемых для решения различных задач на компьютере.

Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:

  • текстовый редактор,
  • компилятор и/или интерпретатор,
  • средства автоматизации сборки,
  • отладчик,
  • библиотеки стандартных функций и программ, пользовательский интерфейс,
  • справочная система.

Индекс TIOBE (TIOBE programming community index)

индекс, оценивающий популярность языков программирования, на основе подсчета результатов поисковых запросов, содержащих название языка. Используются поиск в нескольких наиболее посещаемых (по данным Alexa) порталах: Google, Blogger, Wikipedia, YouTube, Baidu, Yahoo!, Bing, Amazon. Расчет индекса происходит ежемесячно. Текущая информация предоставляется бесплатно, но статистика за длительные периоды доступна только за плату (от 1,5 до 5 тыс долларов США).

СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Системное ПОэто комплекс программ, обеспечивающих эффективное управление компонентами вычислительной системы (процессором, оперативной памятью, каналами ввода-вывода, сетевым и коммуникационным оборудованием и т.п) и реализующих связь аппаратного и программного обеспечения.

В системное программное обеспечение иногда включают  и средства разработки программ.

Операционная cистема
(operating system)

комплекс программных средств, осуществляющих управление ресурсами вычислительной системы, запуск прикладных программ и их взаимодействие с внешними устройствами и другими программами, а также обеспечивающих диалог пользователя с компьютером.

LinuxОднажды Линуса Торнвальдса, еще до того, как он создал ОС Linux, в зоопарске укусил пингвин. Это стало одной из причин выбора талисмана Linux - пингвина.

Основные функции операционной системы:

  • распределение ресурсов компьютера между выполняемыми задачами;
  • управление процессами;
  • управление аппаратными средствами ПК (памятью, периферийными устройствами и т.д.);
  • управление файлами и внешними устройствами;
  • защита данных и администрирование (разграничение прав доступа и многопользовательский режим работы);
  • интерфейс прикладного программирования;
  • поддержка сетевых взаимодействий;
  • пользовательский интерфейс (способ взаимодействия пользователя с компьютером, обеспеченный программными и аппаратными средствами: командной строки, графического, речевого).

Драйвер

набор служебных программ, обеспечивающих взаимодействие ОС с внешними устройствами по разным протоколам обмена данными и командами.

 

Основная функция драйвера – обрабатывать высокоуровневые запросы, поступающие от прикладных и системных программ и переводить их на машинный язык понятный физическому устройству. В операционных системах создаётся специальный механизм для подключения любых дополнительных драйверов, поставляемых производителями оборудования. Драйверы позволяют ОС работать с устройствами компьютера через общий интерфейс, не учитывающий особенности конкретного устройства.

Утилиты

системные программы, предназначенные для выполнения определённых, часто вспомогательных (служебных), функций.

По зависимости от операционной системы можно различать:

  • Независимые утилиты, не требующие для своей работы операционной системы,
  • Системные утилиты, входящие в поставку ОС и требующие её наличия:
    • программы разметки диска;
    • программы установки аппаратных устройств;
    • программы инсталляции и удаления приложений;
    • диагностические программы и т.п.

ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(application software)

Прикланое ПО

 

Прикладное ПО

 

Контрольные вопросы

  • Дайте определения понятиям "компьютер", "аппаратное обеспечение компьютера", "архитектура компьютера", "программное обеспечение компьютера", "программа".
  • Перечислите важнейшие события в истории развития вычислительной техники.
  • Опишите основные классы современных компьютеров.
  • Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты архитектуры современного компьютера.
  • Что относят к инструментальному ПО?
  • Что включает в себя системное ПО?
  • Каковы основные классы прикладного ПО?
Общие понятия История развития вычислительной техники Основные классы компьютеров Архитектура компьютера Программное обеспечение компьютера В начало

© sil 2014