Banking
(Банкинг)
- банковское
дело; банковские операции, банковское обслуживание.
Интернет-банкинг
(Internet-banking)
-
это банковская
деятельность, осуществляемая в информационной среде глобальной компьютерной сети
Интернет.
Интернет-банкинг – это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными) через сеть Интернет.
В настоящее время термин «Интернет-банкинг» полностью завоевал просторы сети Интернет, однако пока не имеет юридического определения.
Mobile
banking
(мобильный банкинг)
- банковское обслуживание по сети сотовой связи.
Разновидностями
мобильного банкинга являются
WAP-банкинг и
SMS-банкинг.
|
Услуги интернет-банкинга
Услуги интернет-банкинга включают в себя следующие возможности:
-
осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);
-
оплачивать счета за связь (IP-телефония, сотовая и пейджинговая связь, интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);
-
производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте на любой счет в любом банке;
-
переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через интернет-магазины;
-
покупать и продавать иностранную валюту;
-
пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;
-
открытие различных видов счетов и перевод на них денежных средств;
-
получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;
-
получать информацию о поступивших платежах в режиме on-line;
-
получать информацию об осуществленных платежах и при необходимости отказаться от неоплаченного платежа;
-
другие дополнительные услуги: возможность подписки на журналы и газеты, брокерское обслуживание (покупка (продажа) ценных бумаг, создание инвестиционного портфеля, возможность участия в паевых фондах банка, участие в электронных торгах.
|
Преимущества интернет-банкинга
Интернет-банкинг
дает пользователям ряд преимуществ:
-
существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично;
-
клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно реагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту и т. п.).
-
клиент имеет
возможность отслеживания операций, осуществляемых с использованием банковских пластиковых карт - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что также способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.
-
Возможность
работать со специальными карточными счетами - позволяет пользоваться услугами Интернет-магазинов
как в Республике Беларусь, так и за рубежом на достаточно безопасном уровне
-
более привлекательные условия по сравнению с предлагаемыми в традиционных банках
(оскольку затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет
несоизмеримо меньшие).
Выгоды
банка состоят в следующем:
-
повышение
производительности труда операционистов и высвобождение рабочих мест;
-
снятие
ответственности за содержимое документов с работников банка, т.е.
операционист не может внести искажения в документы клиента при согласовании
системы электронных платежей с операционным днем банка;
-
автоматизация
документооборота по ведению корсчетов банков-корреспондентов и
менжбанковского клиринга;
-
возможность
привлечения новых клиентов за счет предоставления новой услуги.
|
Системы
Интернет-банкинга
По уровню
предоставляемых
услуг
системы
Интернет-банкинга
делятся на две категории:
-
информационные - системы, предоставляющие клиентам банка информацию индивидуального и общего порядка (запрос выписки; загрузка информации о транзакциях);
-
транзакционные
- системы, позволяющие проводить активные операции со счетом клиента, а именно, управление наличностью, переводы, транзакции через автоматическую клиринговую систему, представление и оплата счетов и т. д.
По сфере применения
системы Интернет-банкинга также делятся на две категории:
-
consumer-banking
- системы, ориентированные на физических лиц (потребительский сектор);
-
business-banking
- системы, ориентированные на юридических лиц (корпоративный сектор).
|
Программное обеспечение
интернет-банкинга
При реализации систем
интернет-банкинга банки применяют два подхода:
-
Client-based
(требует от клиентов использования специального программного обеспечения,
установленного на их собственных компьютерах);
-
Internet-based
(позволяют просто установить удаленное соединение и пользоваться банковским
программным обеспечением или программным обеспечением, предоставляемым
интернет провайдером).
В основе систем
Client-based лежит использование так называемого персонального финансового менеджера специальной компьютерной программы, которая помогает клиенту выполнять разнообразные банковские операции. Наиболее популярными программами считаются
Quicken от
Intuit и
Microsoft Money.
Подобные программы позволяют клиенту выполнить основную часть работы в автономном режиме, а затем, установив интернет соединение, завершить банковскую операцию.
Системы
Internet-based позволяют клиенту установить удаленное соединение и использовать программное обеспечение банка (или интернет провайдера).
Для тех, кто хочет получать электронные банковские услуги, но не желает производить другие финансовые расчеты,
они более просты в эксплуатации и
доступны с любого компьютера. Но система Internet-based
менее универсальна и позволяет консолидировать обширную информацию о
личных финансах. |
Технологические тренды
интернет-банкинга
Основными
технологическими тенденциями дистанционного банковского обслуживания являются:
-
интегрированный подход к взаимодействию клиента с банком по различным информационным каналам (телефон, выделенная или коммутируемая линия Банк-Клиента, сеть Интернет, сотовый телефон с поддержкой WАР-технологии).
-
обеспечение "мгновенных" банковских проводок,
что требует наличия мощной внутренней информационной системы (backoffice), поскольку любая операция, например, обналичивание крупной суммы, приводит к дисбалансу средств, аккумулированных в банке. Банковская система должна быть в состоянии решить эту проблему самостоятельно
на основе автоматизации внутренней работы банка.
-
простая оплата
любых счетов клиентом при помощи "одного щелчка мышью" (one-click), что
требует технологической модернизации, развитя интерфейсов и системы
безопасности.
В целях облегчения организации электронных платежей и прочих аспектов online banking банки объединяют свои усилия, создавая стратегические альянсы - Integrion (союз 18 крупных банков),
MFSDC (новая программа Microsoft) и
First Global Commerce
(HewlettPackard, Electronic Data Services и Verifone).
|
Интернет-банкинг
в Беларуси
Развитие
Интернет-банкинга в Беларуси началось в 1994-1996 гг., однако Интернет-банкинг в
полном смысле этого слова появился лишь в 2003-2004гг.
В
1997 году Национальным банком был принят «Временный
порядок применения в банковской деятельности электронных документов»,
в котором определялось, что электронный документ имеет такую же юридическую силу,
что и бумажный, если подтвержден электронной цифровой подписью.
Закона Республики
Беларусь «Об
электронном документе»
от 10 января 2000 г. создал правовую базу для
развития Интернет-банкинга.
На сегодняшний день
использование и внедрение Интернет-банкинга в Беларуси
вызывает множество вопросов, в связи с чем большая ответственность падает на
юридический отдел банка, на грамотность договорной работы с клиентами,
работы отдела автоматизации.
В Беларуси
интернет-банкинг представлен системой «Клиент-банк».
Система
«Клиент-Банк»
- это специальная программа, которая устанавливается на локальном компьютере и
позволяет связаться с банком через Интернет.
Система «Клиент-Банк»
позволяет осуществлять следующие банковские операции:
-
формировать и
передавать в банк по каналам связи платёжные документы в любой валюте, а
также создавать заявки на покупку, продажу и конвертацию валюты;
-
получать
сведения о движении средств на счетах, картотеке платежей, ожидающих акцепта,
картотеке полученных в срок платежей;
-
направлять в
банк списки работников для зачисления зарплаты на их личные картсчета;
-
осуществлять
перечисление командировочных, хозяйственных и представительских расходов на
корпоративные карточки;
-
получать
справочную и другую информацию (курсы валют, устанавливаемые Национальным
Банком РБ);
-
осуществлять
электронную переписку с Банком;
-
экспортировать
документы во внешние программы (1С, Галактика и др.)
8.04.2008
Анатолий
Боговик
(директор расчетного центра по пластиковым картам
АСБ "Беларусбанк"):
Беларусбанкбанк работает над созданием электронной платежной системы с возможностью
приема платежей через интернет и порадует своих клиентов уже в этом году.
"Беларусбанк" уже
ведет опытно-промышленную эксплуатацию услуг интернет-банкинга для держателей
пластиковых карт банка, в тестировании участвуют сотрудники банка. Внедрение и запуск
подобной системы осложняется очень высоким уровнем мошенничества при оплате
товаров в интернет-магазинах пластиковыми картами.
24.07.2008
Запущен в
эксплуатацию
Интернет-банкинг
Паритетбанка.
Для комплексного
оказания услуг населению, введен в эксплуатацию отдельный сервер розничных
услуг, что позволило
Паритетбанку
как увеличить
перечень этих услуг, так и ускорить их обработку.
26-27.10.2008
в Минске состоялся 5 международный форум
Банк'ИТ.
Итоговый документ республиканской конференции "Межведомственное информационное взаимодействие:
стратегия, проблемы и пути их решения"
18-19.11.2008
в Минске
состоялся VI Международный Форум по банковским информационным технологиям – "Банк ИТ'09".
На
FINANCE.TUT.BY существует
сервис оплаты услуг по банковским карточкам PLATI.TUT.BY.
|
Приложения
|