Интернет-банкинг

 

 

Banking (Банкинг) - банковское дело; банковские операции, банковское обслуживание.

Интернет-банкинг  (Internet-banking) - это банковская деятельность, осуществляемая в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет.

Интернет-банкинг – это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными) через сеть Интернет.

В настоящее время термин «Интернет-банкинг» полностью завоевал просторы сети Интернет, однако пока не имеет юридического определения.
Mobile banking (мобильный банкинг) - банковское обслуживание по сети сотовой связи.

Разновидностями мобильного банкинга являются WAP-банкинг и SMS-банкинг.

 

 

 

Услуги интернет-банкинга

 

Услуги интернет-банкинга включают в себя следующие возможности:

  • осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);

  • оплачивать счета за связь (IP-телефония, сотовая и пейджинговая связь, интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);

  • производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте на любой счет в любом банке;

  • переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через интернет-магазины;

  • покупать и продавать иностранную валюту;

  • пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;

  • открытие различных видов счетов и перевод на них денежных средств;

  • получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;

  • получать информацию о поступивших платежах в режиме on-line;

  • получать информацию об осуществленных платежах и при необходимости отказаться от неоплаченного платежа;

  • другие дополнительные услуги: возможность подписки на журналы и газеты, брокерское обслуживание (покупка (продажа) ценных бумаг, создание инвестиционного портфеля, возможность участия в паевых фондах банка, участие в электронных торгах.

 

 

 

Преимущества интернет-банкинга

 

Интернет-банкинг дает пользователям ряд преимуществ:

  • существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично;

  • клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно реагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту и т. п.).

  • клиент имеет возможность отслеживания операций, осуществляемых с использованием банковских пластиковых карт - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что также способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

  • Возможность работать со специальными карточными счетами - позволяет пользоваться услугами Интернет-магазинов как в Республике Беларусь, так и за рубежом на достаточно безопасном уровне

  • более привлекательные условия по сравнению с предлагаемыми в традиционных банках  (оскольку затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет несоизмеримо меньшие).

Выгоды банка состоят в следующем:

  • повышение производительности труда операционистов и высвобождение рабочих мест;

  • снятие ответственности за содержимое документов с работников банка, т.е. операционист не может внести искажения в документы клиента при согласовании системы электронных платежей с операционным днем банка;

  • автоматизация документооборота по ведению корсчетов банков-корреспондентов и менжбанковского клиринга;

  • возможность привлечения новых клиентов за счет предоставления новой услуги.

 

 

 

 

Системы Интернет-банкинга

 

По уровню предоставляемых услуг системы Интернет-банкинга делятся на две категории:

  • информационные - системы, предоставляющие клиентам банка информацию индивидуального и общего порядка (запрос выписки; загрузка информации о транзакциях);

  • транзакционные - системы, позволяющие проводить активные операции со счетом клиента, а именно, управление наличностью, переводы, транзакции через автоматическую клиринговую систему, представление и оплата счетов и т. д.

По сфере применения системы Интернет-банкинга также делятся на две категории:

  • consumer-banking - системы, ориентированные на физических лиц (потребительский сектор);

  • business-banking - системы, ориентированные на юридических лиц (корпоративный сектор).

 

 

 

 

Программное обеспечение интернет-банкинга

 

При реализации систем интернет-банкинга банки применяют два подхода:

  • Client-based (требует от клиентов использования специального программного обеспечения, установленного на их собственных компьютерах);

  • Internet-based (позволяют просто установить удаленное соединение и пользоваться банковским программным обеспечением или программным обеспечением, предоставляемым интернет провайдером).

В основе систем Client-based лежит использование так называемого персонального финансового менеджера специальной компьютерной программы, которая помогает клиенту выполнять разнообразные банковские операции. Наиболее популярными программами считаются Quicken от Intuit и  Microsoft Money.

Подобные программы позволяют клиенту выполнить основную часть работы в автономном режиме, а затем, установив интернет соединение, завершить банковскую операцию.

Системы Internet-based позволяют клиенту установить удаленное соединение и использовать программное обеспечение банка (или интернет провайдера). Для тех, кто хочет получать электронные банковские услуги, но не желает производить другие финансовые расчеты, они более просты в эксплуатации и доступны с любого компьютера. Но система Internet-based менее универсальна и позволяет консолидировать обширную информацию о личных финансах.

 

 

 

Технологические тренды интернет-банкинга

 

Основными технологическими тенденциями дистанционного банковского обслуживания являются:

  • интегрированный подход к взаимодействию клиента с банком по различным информационным каналам (телефон, выделенная или коммутируемая линия Банк-Клиента, сеть Интернет, сотовый телефон с поддержкой WАР-технологии).

  • обеспечение "мгновенных" банковских проводок, что требует наличия мощной внутренней информационной системы (backoffice), поскольку любая операция, например, обналичивание крупной суммы, приводит к дисбалансу средств, аккумулированных в банке. Банковская система должна быть в состоянии решить эту проблему самостоятельно на основе автоматизации внутренней работы банка.

  • простая оплата любых счетов клиентом при помощи "одного щелчка мышью" (one-click), что требует технологической модернизации, развитя интерфейсов и системы безопасности.

В целях облегчения организации электронных платежей и прочих аспектов online banking банки объединяют свои усилия, создавая стратегические альянсы -  Integrion (союз 18 крупных банков), MFSDC (новая программа Microsoft) и First Global Commerce (HewlettPackard, Electronic Data Services и Verifone).

 

 

Интернет-банкинг в Беларуси

 

Развитие Интернет-банкинга в Беларуси началось в 1994-1996 гг., однако Интернет-банкинг в полном смысле этого слова появился лишь в 2003-2004гг.

В 1997 году Национальным банком был принят «Временный порядок применения в банковской деятельности электронных документов», в котором определялось, что электронный документ имеет такую же юридическую силу, что и бумажный, если подтвержден электронной цифровой подписью.

Закона Республики Беларусь «Об электронном документе» от 10 января 2000 г. создал  правовую базу для развития Интернет-банкинга.

На сегодняшний день использование и внедрение Интернет-банкинга в Беларуси вызывает множество вопросов, в связи с чем большая ответственность падает на юридический отдел банка, на грамотность договорной работы с клиентами, работы отдела автоматизации.

В Беларуси интернет-банкинг представлен системой «Клиент-банк».

 

Система «Клиент-Банк» - это специальная программа, которая устанавливается на  локальном компьютере и позволяет связаться с банком через Интернет.

Система «Клиент-Банк» позволяет осуществлять следующие банковские операции:

  • формировать и передавать в банк по каналам связи платёжные документы в любой валюте, а также создавать заявки на покупку, продажу и конвертацию валюты;

  • получать сведения о движении средств на счетах, картотеке платежей, ожидающих акцепта, картотеке полученных в срок платежей;

  • направлять в банк списки работников для зачисления зарплаты на их личные картсчета;

  • осуществлять перечисление командировочных, хозяйственных и представительских расходов на корпоративные карточки;

  • получать справочную и другую информацию (курсы валют, устанавливаемые Национальным Банком РБ);

  • осуществлять электронную переписку с Банком;

  • экспортировать документы во внешние программы (1С, Галактика и др.)

 

8.04.2008 Анатолий Боговик (директор расчетного центра по пластиковым картам АСБ "Беларусбанк"): Беларусбанкбанк работает над созданием электронной платежной системы с возможностью приема платежей через интернет и порадует своих клиентов уже в этом году. "Беларусбанк" уже ведет опытно-промышленную эксплуатацию услуг интернет-банкинга для держателей пластиковых карт банка, в тестировании участвуют сотрудники банка. Внедрение и запуск подобной системы осложняется очень высоким уровнем мошенничества при оплате товаров в интернет-магазинах пластиковыми картами.

 

24.07.2008 Запущен в эксплуатацию Интернет-банкинг Паритетбанка.

Для комплексного оказания услуг населению, введен в эксплуатацию отдельный сервер розничных услуг, что позволило Паритетбанку как увеличить перечень этих услуг, так и ускорить их обработку.

 

26-27.10.2008 в Минске состоялся 5 международный форум Банк'ИТ.

Итоговый документ республиканской конференции "Межведомственное информационное взаимодействие: стратегия, проблемы и пути их решения"

18-19.11.2008 в Минске состоялся VI Международный Форум по банковским информационным технологиям – "Банк ИТ'09".

 

На FINANCE.TUT.BY существует сервис оплаты услуг по банковским карточкам PLATI.TUT.BY.

 

 

 

Приложения